АГЕНТСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
УПРАВЛЕНИЯ
ИНСТИТУТ БИЗНЕСА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И УПРАВЛЕНИЯ
ПРОЕКТОМ
Кафедра управления бизнесом в
строительстве
«У т в е р ж д а ю:
»
первый проректор ГУУ
проф. Ю.Л. Старостин
___________________________
«___»__________ 2004 г.
дисциплины
для студентов специальности
06.11.00 – “Менеджмент организации”
специализации
06.11.07
- “Управление в строительстве”,
06.11.22
– “Инвестиционный менеджмент”,
06.11.29
– “Управление в отрасли строительных материалов”,
06.11.33
– “Управление проектом”,
06.11.64
– “Управление инфраструктурой организации”,
06.11.72
– “Управление бизнесом в строительстве”
06.11.77
– “Управление недвижимостью”
Москва - 2004
С о с т а
в и т е л и :
К.т.н., проф. А.Ф. БАРАННИКОВ
К.э.н.,
проф. О.В. МИХНЕНКОВ
Ответственный
редактор,
заведующий
кафедрой управления бизнесом
в
строительстве
проф. О.В. МИХНЕНКОВ
Программа
обсуждена
на
заседании кафедры управления бизнесом в строительстве
«__9__»_сетября_2004
г., протокол № 2
О б с у ж
д е н а и о д о б р е н а
учебно-методической
комиссией по специальности
"Менеджмент
организации" 3.12.2004 г., протокол №__
© Государственный университет управления, 2004
© Государственный университет управления, 2002
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Ситуационный анализ, аудит,
организационное проектирование и управление производством были бы невозможны
без разработки методов диагностического анализа, исследования операций и
количественной оценки организационных свойств и состояний исследуемых
объектов. Другая организационная проблема - структурный анализ информационных
коммуникаций. Данный курс объединяет в достаточно стройную систему знаний
многочисленные разрозненные методы решения разнообразных диагностических и операционных
задач на единой методологической основе.
Практическое
применение полученных в курсе знаний позволяет своевременно адаптировать
руководящие органы управления к изменяющимся в рыночной экономике условиям
производства. Определить организационные симптомы и дезорганизующие производство
факторы на основе диагностического анализа; количественно оценить меру ущерба,
вероятных потерь фирмы при сохранении выбранной стратегии поведения и наметить
эффективные и своевременные способы реорганизации предприятия или
распорядительных органов управления - таков далеко не полный набор главных
вопросов, изучаемых в курсе "Исследование систем управления".
Исследование операций и
диагностический анализ как учебные дисциплины изучаются сравнительно недавно.
Но в единстве с методологией организационного проектирования эти дисциплины
увязаны впервые. Поэтому новая дисциплина полезна и экономисту, занятому
внутрифирменным планированием, и менеджеру, связанному с регулированием поведенческих
вопросов фирмы, и руководителю крупного акционерного предприятия, занятого
поиском способов повышения выживаемости и рентабельности производства.
Методология
организационных преобразований, учитывающая как динамические изменения в
системе, так и связанную с этим неизбежную морфологическую декомпозицию
системы управления, вынудила авторов программы соединить в единую дисциплину такой
комплекс знаний, в котором бы увязывались процессуальные и структурные задачи.
Курс "Исследование систем управления" построен таким образом, чтобы
систематически была возможность закреплять знания и отрабатывать практические
навыки решения сложных, многоплановых задач производственного менеджмента в
строительстве. В связи с этим число семинарских и практических занятий равно
количеству часов лекционных. Наряду с тестовыми заданиями и контрольными
вопросами программой предусматривается набор задач для коллективного и
самостоятельного решения.
Изучение дисциплины
"Исследование систем управления" осуществляется в следующих формах:
а) лекции;
б) индивидуальные и
групповые консультации;
в) самостоятельная работа
студентов по закреплению знаний прочитанной темы;
г) индивидуальная работа
студентов исследовательского характера;
д) семинары-опросы для
оперативного контроля результатов усвоения пройденного материала;
е) семинары-конференции с
заслушиванием и обсуждением сообщений студентов по выбранным ими тематическим
вопросам;
ж) семинары-дискуссии по
проблемам, недостаточно научно разработанным;
з) групповые обс5окдения
ситуаций, почерпнутых из производственной, деловой и коммерческой жизни по
материалам прессы и других информационных источников;
и) коллективные обсуждения
интересных или поучительных результатов индивидуально выполненных студенческих
работ.
Для систематического подведения итогов усвоения учебного материала и оценки уровня знаний предусматривается программой в каждой теме выполнение самостоятельных контрольных работ. В ходе их проведения каждому студенту предлагается письменно расставить исходные данные для решения задачи и выбрать соответствующую модель. Рекомендуемый состав контрольных вопросов предусмотрен настоящей программой для проведения в середине семестра коллоквиума (или тестирования) и обязателен для каждого студента независимо от наличия его в момент проведения работы.
По завершении изучения дисциплины, в конце семестра, проводится в соответствии с учебным планом проверка знаний студентов посредством зачета. Однако многие систематически успевающие студенты могут получить его автоматически по результатам самостоятельных работ, если будут отработаны контрольные задания и средний бал окажется не менее 3,5.
часов по
темам и видам учебных занятий для студентов очного обучения
NN пп |
Наименование тем |
Всего
часов |
В
том числе
|
|
лекции |
семин |
|||
1 |
Исследование операций и диагностика
систем 4 |
2 2 |
||
2 |
Средства
и методы диагностического анализа 4
|
2 2 |
||
3 |
Задачи маркетинговых исследований 4
|
2 2 |
||
4 |
Количественная
оценка организованности 4 |
2 2 |
||
5 |
Сложность
морфологической структуры 4 |
2 2 |
||
6 |
Сложность
системы управления
4 |
2 2 |
||
7 |
Надежность
функционирования организации 4 |
2 2 |
||
8 |
Порядок
обследования строительных фирм 4 |
2 2 |
||
9 |
Концентрация
ресурсов в фирме и регионе 4 |
2 2 |
||
10 |
Эффективность
системы управления 4 |
2 2 |
||
11 |
Техническое
задание на оргпроект (ТЗ) 2 |
2 - |
||
12 |
Исследование
операций и методология |
|
||
|
системной композиции
4 |
2 2 |
||
13 |
Математическое
изучение поведения и свойств |
|
||
|
организаций
4 |
2 2 |
||
14 |
Роль
информационных потоков в анализе организаций 4 |
2 2 |
||
15 |
Исследование
предметно-целевой структуры |
|
||
|
организации 5 |
3 2 |
||
16 |
Исследование
функциональной структуры |
|
||
|
организации
5 |
2 3 |
||
17 |
|
|||
|
организации 4 |
2 2 |
||
18 |
Исследование
морфологической структуры |
|
||
|
организации
4 |
2 2 |
Итого аудиторных часов:
72 36 36
Количество часов индивидуальных занятий: 168
Всего часов на освоение материала: 480